Конструкция водяной помпы МТЗ 82(80): неисправности и ремонт узла
Насос в системе охлаждения дизельного двигателя создаёт принудительную циркуляцию жидкости, тем самым ускоряет теплообменные процессы, обеспечивая оптимальный рабочий тепловой баланс агрегату. Нарушение работы помпы ведёт к перегреву двигателя, что является причиной ускоренного износа цилинропоршневой группы и газораспределительного механизма дизеля. Снижение скорости циркуляции жидкости может привести к пиковому перегреву дизеля и заклиниванию аварийному деталей. Агрегаты серии Д 240 трактора МТЗ 80(82) оснащены насосом центробежного типа встроенным в водяную рубашку блока. Узел размещён в передней части дизеля и получает привод от шкива коленчатого вала через клиноремённую передачу со скоростью вращения, в номинальном режиме, до 2600 об/мин. Одновременно с приводом помпы на шкив узла смонтирован вентилятор, вращением которого ускоряется поток воздуха через охлаждающий теплообменник радиатора.
Устройство помпы
Узел собран в отлитом чугунном корпусе 14, состоящем из двух отделений: водяной части в виде улитки, где установлена крыльчатка 9 насоса; масляной — с двумя опорными подшипниками вала 4. Улитка фрезерованной соединительной поверхностью крепится через прокладку к блоку тремя болтами, объединяя рабочую нагнетательную полость помпы с продольной магистралью водяной рубашки блока цилиндров.
Крыльчатка посажена на выточки вала и зафиксирована торцевым болтом через шайбу и уплотнительное резиновое кольцо. Водяная полость улитки с крыльчаткой отделена от масляной полости узла перегородкой и уплотнением, герметичность которого обеспечивается текстолитовой шайбой 12, прилегающей к тщательно притёртому торцу упорной втулки запрессованной в корпус, а также поджатой пружиной 8 резиновой манжеты 11, заключенной в обойму.
Созданное вращением крыльчатки разрежение всасывает охлаждающую жидкость из патрубка, идущего от нижней банки радиатора. Захватываемая лопастями жидкость из приёмной камеры улитки с ускорением поступает в блок, принимая тепло от цилиндров.
Вал помпы вращается на двух шарикоподшипниках установленных в масляном отсеке корпуса, изолированном с внешних сторон сальниками 13,16. Осевое перемещение наружного подшипника и вала ограничивает стопорное кольцо 6, установленное в выточке корпуса. Смазка подшипников осуществляется через маслёнку 7 в верхней части корпуса. На переднюю часть вала через шпонку 3 установлена фланцевая ступица 2, к которой присоединён приводной шкив 5 и вентилятор 1. Дренажное отверстие снизу корпуса, отводит наружу просочившуюся жидкость через уплотнитель крыльчатки. Появление течи через отверстие является сигналом о нарушении уплотнения.
Версии узла производства Минского Тракторного Завода, начиная с 1987 года выпуска, отличаются от выше описанной конструкции: диаметром вала; усиленными опорами вращения на подшипниках с закрытыми сепараторами без уплотнительных сальников; водяная полость изолируется фибровым сальником в металлическом корпусе.
Оригинальные узлы производства МТЗ подтверждены гарантийным талоном и паспортом, заверенным мокрыми печатями. Также на рынке запасных частей к МТЗ представлен ряд версий узла различных производителей. Отличительной особенностью таких насосов есть необслуживаемая конструкция, где крыльчатка выполнена из текстолита или полимера и соединена с валом горячей посадкой без фиксирующего болта.
Неисправности насоса
Причиной износа деталей и последующего выхода из строя узла является нарушение герметичности сальников. Разрушение уплотнителей происходит в результате действия температуры, механических нагрузок при вращении, а также трения при попадании твёрдых частиц окиси и накипи водяной рубашки двигателя.
При обнаружении незначительной течи помпы рекомендуется произвести ревизию с заменой уплотнителей узла. Игнорирование приводит к недопустимому износу деталей в последующем увеличивающее бюджет ремонта. Досадным результатом несвоевременного обслуживания является обнаружение при разборке насоса в местах прилегания уплотнения механических сколов и выбоин чугунного корпуса. Зачастую замена уплотнений в повреждённом корпусе не даёт положительного эффекта и помпа продолжает давать течь. В конце концов приходится приобретать и устанавливать новый узел.
Некоторые «кулибины», с целью продлить эксплуатационный ресурс насоса, рассверливают отверстие под вал в улитке на больший диаметр. В расточенное отверстие устанавливают нержавеющую втулку с наружными резиновыми кольцами, а в торцевую выточку втулки со стороны крыльчатки подбирают самоподжемные сальники. Успех такой реставрации зависит от точности подгонки втулки и герметичности прилегания уплотнений.
Также дополнительным риском при появлении недопустимых осевых зазоров в опорах вращения вала помпы может быть повреждение радиатора лопастями вентилятора. Биение при износе подшипников, может спровоцировать разрушение шпоночного соединения и посадочного места шкива с валом. Учитывая постоянную осевую нагрузку от усилия натяжки приводного ремня, при выработке недопустимых зазоров, шкив с вентилятором смещается в сторону радиатора, таким образом, повреждая теплообменник лопастями.
Ремонт и обслуживание помпы
Перед приобретением ремкомплекта для проведения ревизии насоса обратите внимание на конструкцию уплотнения и размер подшипников вращения вала, так как в зависимости от года выпуска насоса размеры деталей отличаются.
Демонтаж узла
Не комфортность процесса демонтажа помпы заключается в узком расстоянии между блоком и радиатором трактора МТЗ 80. Успех быстрого отсоединения зависит от наличия арсенала торцевых ключей и воротков к ним соответствующих конструктивным особенностям размещения узла, а также профессионализма слесаря.
Для отсоединения узла от блока производят операции в следующей последовательности:
- Поднять капот трактора
- Отпустить крепление натяжного и крепёжного кронштейна генератора
- Снять приводной ремень
- Открутить диффузор радиатора
- Отсоединить патрубки от помпы
- Отпустить три болта крепления насоса к блоку и снять узел.
Разборка помпы
Наличие слесарных тесов для фиксации и винтового съёмника для отпрессовки ступицы шкива и вала с подшипниками обеспечит быструю и комфортную разборку узла.
Насос разбирают в следующем порядке:
- Отпускают крепёжный болт и снимают с вала крыльчатку с уплотнителями
- Откручиваются болты крепления на ступице приводного шкива, отсоединяя вентилятор
- Отворачивается центральная гайка, фиксирующая шкив на валу
- Зафиксировав корпус помпы в тесках, с помощью винтового съёмника или аккуратными ударами по окружности внутреннего венца шкива — снимают деталь со шпоночного соединения вала
- Демонтируют стопорное кольцо, фиксирующее вал с подшипниками в расточке корпуса
- Отпрессовывают вал с подшипниками с помощью винтового съёмника или осторожными ударами в торец вала со стороны крыльчатки, предварительно ввернув крепёжный болт в вал, чтобы не расплескать конец детали с внутренней резьбой.
После разборки очищают корпус и крыльчатку от грязи и накипи. Особое внимание уделяют поверхностям прилегания уплотнителей и прокладок. С помощью наждачной бумаги зачищают наплывы накипи и мелкие раковины на контактных плоскостях с уплотнителями, особенно в корпусе насоса вокруг отверстия для вала.
В случае выявления больших выбоин или раковин, которые невозможно зачистить корпус узла подлежит замене. Вал с недопустимой выработкой в посадочных метах, подшипники с осевым люфтом в обоймах также меняют. Для достижения положительного результата при устранении течи помпы вторичное использование уплотнений и сальников недопустимо.
Сборка и установка
Процесс сборки осуществляют в обратном порядке. Все детали помпы должны занять свои посадочные места. Результатом правильной сборки есть свободное вращение от руки крыльчатки без перекосов и зацепов о корпус, без осевых люфтов в посадочных местах вала и крыльчатки. Ответственным моментом в сборке узла является посадка ступицы шкива на шпонку вала. Важно при запрессовке детали на вал не сместить шпонку с посадочной канавки и обеспечить надёжное соединение без радиального и осевого люфта. Присоединение осуществляется при тщательно зачищенных контактных поверхностях блока и насоса через новую прокладку.
Опытные трактористы для комфортной будущей ревизии узла вместо крепёжного штатного болта крыльчатки устанавливают аналогичную деталь из латуни, таким образом, предотвращая образование коррозии, затрудняющую разборку.
Обслуживание
В операции по обслуживанию насоса входят контроль натяжения ремня привода и своевременная смазка подшипников узла. Регламентную смазку осуществляют нагнетанием через тавотницу при проведении ТО 1. Натяжение ремня изменяется положением генератора при повороте крепёжного кронштейна.
Правильное натяжение обеспечивает ход ремня с минимальным проскальзыванием и контролируется прогибом середины большой ветви привода « шкив генератора – шкив коленвала» при нажатии с усилием 30…50 Н на 10…15 мм. Контроль осуществляют через каждые 60 часов работы. При вводе в эксплуатацию нового двигателя натяжение проверяют не позже чем через 2 – 3 рабочие смены. Чрезмерное натяжение увеличивает нагрузку на опорные подшипники приводных узлов и ускоряет их износ.
Способы обнаружения и устранения неисправностей гидронавесной системы трактора МТЗ-80/82
Значительное количество отказов тракторов МТЗ-80/82 приходится на долю гидравлических систем задней навески и рулевого управления, которые практически работают все время, начиная с пуска двигателя. Общее состояние и работоспособность гидронавесного механизма трактора проверяют при рабочей температуре масла в ее гидросистеме. Для этого пускают двигатель и несколько раз поднимают и опускают навешенную машину массой не более 800 кг или удерживают рукоятку распределителя в положении “Подъем”, пока масло не прогреется до температуры 45. 50°. Убедившись, что масло в системе прогрето, устанавливают максимальную частоту вращения коленчатого вала и делают не менее десяти подъемов и опускании навешенной машины. Одновременно секундомером измеряют время каждого полного подъема машины.
Если средняя продолжительность подъема более 4 с, то проверяют состояние насоса высокого давления или распределителя. Если навешенное орудие не поднимается или поднимается слишком медленно, проверяют состояние гидросистемы по характеру нагрева трубопроводов. При неисправном насосе нагревается его корпус и прилегающие к нему участки трубопроводов. При неисправном распределителе масло направляется на слив, в этом случае будут нагреваться все трубопроводы большого диаметра.
Появление пены из горловины бака свидетельствует о подсосе воздуха через неплотности во всасывающем трубопроводе или из-за повреждения манжеты вала гидронасоса.
В данном случае проверяют и при необходимости подтягивают все соединения трубопроводов всасывающей линии насоса. Если выход пены не прекращается, то насос снимают с трактора, отправляют в ремонт или заменяют новым.
Течь масла по сферическим поверхностям рычагов управления золотниками распределителя указывает на засоренность основного фильтра гидросистемы или неисправность его предохранительного клапана.
Основной фильтр расположен на сливной магистрали гидросистемы, и его неисправность или засоренность ведет к повышению давления в полости распределителя и появлению течи масла через уплотнения сферической части рычагов распределителя.
Состояние фильтра определяют приспособлением КИ-4798 (рис. 1), состоящим из манометра со шкалой 0. 0,6 МПа (0. 6 кгс/см 2 ) и резинового рукава с наконечником. Рукав присоединяют к сливному трубопроводу, предназначенному для выносного цилиндра, идущего от распределителя. Пускают двигатель и, удерживая рукоятку управления основным цилиндром в положении “Подъем”, прогревают масло в гидросистеме до температуры 45. 50°. Устанавливают номинальную частоту вращения коленчатого вала 220 рад/с (2200 об/мин). Рукоятку золотника распределителя, к которому подключено приспособление, устанавливают в положение «Плавающее» и по манометру определяют давление в полости слива распределителя. Если оно выше 0,25 МПа (2,5 кгс/см 2 ), то снимают фильтр и проверяют состояние его фильтрующих элементов и предохранительного клапана.
Рис. 1. Проверка состояния фильтра гидросистемы
Значительная усадка находящейся в транспортном положении навешенной машины указывает на предельный износ или разрушение резиновых уплотнений поршня силового цилиндра, изношенность золотников или расточек в корпусах распределителя или гидроувеличителя сцепного веса (ГСВ), негерметичность запорного и обратного клапанов силового регулятора, утечку масла через запорный клапан ГСВ.
Усадка навешенного орудия в транспортном положении особенно опасна при движении трактора по прямой и на поворотах: тракторист может не заметить опустившейся машины или забудет ее снова приподнять, а это приведет к поломкам.
Чтобы проверить усадку штока силового цилиндра и определить техническое состояние его уплотнений, обычно пользуются металлической мерной линейкой и секундомером. На навесное устройство навешивают сельскохозяйственную машину массой не более 800 кг. После пуска двигателя подъемом и опусканием навешенной машины под нагрузкой прогревают масло в гидросистеме. Для определения усадки штока рукоятку гидроувеличителя сцепного веса устанавливают в положение “Заперто”, а рукояткой распределителя поднимают навешенную машину примерно на 3/4 хода штока цилиндра и останавливают двигатель. Через 4. 5 мин линейкой измеряют расстояние между подвижным упором гидромеханического клапана и крышкой силового цилиндра и включают секундомер. Через 30 мин повторно измеряют. При этом допустимая усадка штока цилиндра должна быть не более 40 мм.
В данном случае на усадку штока силового цилиндра будут влиять суммарные утечки масла в золотниковой паре распределителя, резиновых уплотнений поршня цилиндра и его гидромеханического клапана.
Чтобы определить техническое состояние только уплотнений поршня силового цилиндра, вновь поднимают навешенную машину на 3/4 хода штока, разъединяют запорное устройство магистрали, связанной с полостью подъема, и проверяют величину усадки штока за 30 мин. Допустимая усадка штока при отключенной магистрали должна быть не более 24 мм. Усадка более этого значения указывает на нарушение уплотнений поршня: цилиндр подлежит снятию и ремонту.
Разность замеров усадок при подключенной и при отключенной магистрали, превышающая 15 мм, свидетельствует об изношенности золотниковой пары распределителя гидросистемы. Его снимают с трактора и заменяют новым или отремонтированным.
Чтобы проверить герметичность гидромеханического клапана, подвижный упор перемещают примерно на середину штока, опускают навешенную машину до полного утопания клапана в гнездо и отсоединяют рукав от штуцера силового цилиндра с замедлительным клапаном (штуцер полости опускания). Вытекание масла из штуцера указывает на неисправность клапана, на необходимость замены его уплотнений.
Если проведенные выше замеры находятся в пределах нормы, а навешенное орудие не удерживается в транспортном положении при установке рукоятки управления силовым регулятором в положение “Выключен” (на упоре), то это свидетельствует о негерметичности его обратного и запорного клапанов (рис. 2).
Рис. 2. Силовой (позиционный) регулятор
1 – корпус; 2 – контргайка; 3 – поворотный угольник; 4, 6, 7 – клапана; 5 – пробка
Для устранения неисправности, отсоединив рукав, отпускают контргайку 2, выворачивают поворотный угольник 3 и пробку 5. Из корпуса 1 вынимают детали клапанов 4, 6, 7, промывают их в чистом дизельном топливе и прочеканивают шарики по их седлам. (У запорного клапана чеканку производят после установки рукоятки управления регулятором в положение “Подъем”.) Если после этого навешенное орудие самопроизвольно опускается, то регулятор снимают с трактора и заменяют новым.
Медленный подъем навешенной машины, сопровождаемый увеличением температуры масла в гидросистеме, свидетельствует о неисправности гидронасоса высокого давления из-за больших внутренних утечек, износа шестерен, износа или повреждения его резиновых уплотнений.
Те же самые признаки могут наблюдаться при исправном насосе, но изношенном или разрегулированном распределителе гидросистемы: большие утечки в перепускном клапане, разрегулирование предохранительного клапана или поломка его пружины и износ шарика, предельный износ пары золотник–корпус.
Если навешенная машина поднимается рывками, медленно, а рукоятка распределителя не удерживается в фиксированном положении “Подъем”, то это свидетельствует о разрегулировке или неисправности клапанов автоматического возврата золотника.
Неисправности насоса высокого давления, распределителя, силового цилиндра особенно сказываются на работе автоматического силового (позиционного) регулятора. Его датчик при силовом регулировании реагирует на сопротивление почвы на пахоте или культивации, и если неисправен или значительно изношен один из агрегатов гидросистемы, то плуг или культиватор будет произвольно заглубляться в почву, не выдерживая определенной высоты обработки. То же самое может наблюдаться при позиционном регулировании, когда гидравлическая система будет слабо реагировать на сигналы позиционного регулятора, получаемые при копировании рельефа почвы, и, следовательно, качество обработки будет низкое.
Если при работе трактора не наблюдаются явные внешние признаки, по которым можно было бы судить о неисправности конкретного агрегата, а гидросистема работает недостаточно четко (медленный подъем орудия, большая его усадка в транспортном положении, перегрев масла в баке и т. п.), то проверяют техническое состояние в первую очередь насоса высокого давления и распределителя.
Прежде чем приступить к определению технического состояния основных агрегатов гидросистемы, проверяют, не подтекает ли рабочая жидкость (главным образом в соединениях маслопроводов и шлангов), и при необходимости устраняют эти неисправности, исключая влияние случайных факторов (подсоса воздуха, утечки жидкости, дополнительных сопротивлений ее потоку и др.) на показатели, характеризующие износное состояние основных агрегатов гидросистемы.
Техническое состояние агрегатов гидросистемы определяют прибором КИ-5473-ГОСНИТИ по методике, описанной в предыдущем номере газеты. Если производительность насоса ниже 49,8·10 -5 м 3 /с (30 л/мин), то насос снимают с трактора и заменяют новым или отремонтированным. Кроме того проверяют распределитель и гидроцилиндр.
Если при высотном способе регулирования с догрузкой задних колес сельскохозяйственное орудие не обеспечивает постоянную глубину обработки, задние колеса буксуют или в системе перегревается масло, то это указывает на неисправность гидроувеличителя сцепного веса.
Постоянная глубина обработки почвы зависит от величины давления подпора в заднем цилиндре навески. При включении гидроувеличителя сцепного веса повышенное буксование задних колес может быть вызвано нарушением регулировки рычага управления задним цилиндром или заеданием плунжера и золотника автоматической подзарядки в корпусе ГСВ, повышенный нагрев масла в системе при работе с догрузкой задних колес – заеданием обратного и предохранительного клапанов ГСВ.
Для проверки технического состояния гидроувеличителя сцепного веса на трактор навешивают сельскохозяйственную машину или орудие Предварительно отсоединяют блокировочную тягу управления задним цилиндром от рычага ГСВ. Пускают двигатель и, подняв навешенное орудие в транспортное положение, удерживают рукоятку распределителя в положении “Подъем” и прогревают масло в гидросистеме. Потом несколько раз орудие поднимают и опускают для прогрева заднего цилиндра навески. Затем поднимают орудие в транспортное положение и устанавливают рычаги ГСВ в положение “Заперто”.
Металлической линейкой замеряют расстояние между упором на штоке цилиндра и верхней крышкой. Через 15 мин измеряют это расстояние вторично, определяя величину усадки штока поршня цилиндра. Если она превышает 20 мм, то снова поднимают навешенное орудие в транспортное положение и, разъединив магистраль подъемной полости цилиндра, снова измеряют усадку штока за 15 мин. Если разность первой и второй усадки превышает 12 мм, то это свидетельствует о нарушении герметичности запорного клапана ГСВ. В этом случае гидроувеличитель снимают с трактора и отправляют в ремонт.
Проверяют работу ГСВ прибором КИ-5473-ГОСНИТИ. Чтобы проверить давление срабатывания предохранительного клапана опускают навешенное орудие и при нейтральном положении рукояток распределителя отсоединяют рукав от штуцера подъемной полости заднего цилиндра. К свободному (отсоединенному) рукаву подсоединяют вход прибора, а к штуцеру цилиндра – выход: последовательно подсоединяют прибор.
Устанавливают рычаг ГСВ в положение “Выключен”, а рукоятку распределителя в положение “Подъем” и поднимают навешенную машину. После полного подъема машины и возвращения рукоятки распределителя в нейтральное положение устанавливают рычаг ГСВ в положение «Включен» и поворачивают маховичок регулятора давления влево до отказа. В конце опускания навешенной машины по показаниям манометра прибора определяют давление открытия предохранительного клапана. Затем аналогично проверяют давление срабатывания клапана, повернув маховичок вправо до отказа.
Номинальное давление срабатывания предохранительного клапана 5,3 МПа (53 кгс/см 2 ) при повороте маховичка влево до отказа и 1,6 МПа (16 кгс/см 2 ) при его повороте вправо. Допустимые отклонения от номинальных значений – соответственно 4. 6 МПа (40. 60 кгс/см 2 ) и 1. 2 МПа (10. 20 кгс/см 2 ). Если давление выходит за предельные значения, ГСВ снимают с трактора, регулируют и испытывают в мастерской.
Чтобы проверить давление подпора масла, создаваемого ГСВ, опускают навешенную машину и, установив рукоятку распределителя в положение “Плавающее”, останавливают двигатель. Отсоединяют сливной рукав прибора от штуцера заднего цилиндра и опускают его конец в чистую емкость. Устанавливают рычаг золотника распределителя в нейтральное положение, рычаг ГСВ – в положение “Включен” и, повернув влево рукоятку прибора в положение “Открыто”, разряжают гидроаккумулятор, сливая масло в емкость.
Устанавливают рукоятку прибора в положение “Закрыто” (поворотом вправо до отказа), пускают двигатель, добиваются минимально устойчивой частоты вращения коленчатого вала. Переводя рукоятку распределителя в положение “Подъем”, по показанию манометра определяют давление подпора, создаваемого гидроаккумулятором при повороте маховичка ГСВ влево и вправо до отказа. Оно должно быть соответственно 2,6. 3,1 МПа (26. 31 кгс/см 2 ) и 0,8. 1,2 МПа (8. 12 кгс/см 2 ). Если давление выходит за указанные пределы, то ГСВ снимают и отправляют в мастерскую для ремонта и регулировки.
Не изменяя подсоединения прибора, проверяют работу ГСВ. Для этого устанавливают рукоятку распределителя в нейтральное положение, а рычаг ГСВ в положение “Включен”. Разряжают гидроаккумулятор, повернув рукоятку прибора влево (тем самым открывая выход масла в емкость).
Затем закрывают выход масла из прибора положением “Закрыто”, а маховичок ГСВ ставят в одно из крайних положений. При вращении маховичка из одного крайнего положения в другое давление в гидроаккумуляторе должно изменяться скачками от 0,8. 1,2 до 2,6. 3,1 МПа (8. 12— 26. 31 кгс/см 2 ). Их количество в этом интервале должно быть не менее трех-четырех с учетом первоначальной зарядки гидроаккумулятора. Работу ГСВ проверяют два-три раза, разряжая гидроаккумулятор сливом масла из прибора в емкость.
По окончании проверки регулируют механизмы блокировки рычагов ГСВ и распределителя. Для этого устанавливают рычаг ГСВ в положение “Сброс давления”, а рукоятку распределителя, управляющую задним цилиндром, – в положение “Подъем”. Не трогая рычаги, присоединяют блокировочную тягу к рычагу ГСВ, отрегулировав при необходимости ее длину. При установке рукоятки распределителя в положение “Плавающее” рычаг ГСВ должен переместиться в положение “Выключен”.
В процесс обкатки трактора на холостом ходу обкатывают гидравлическую систему, периодически поднимая и опуская механизм навески. При этом внимательно следят за работой агрегатов гидравлической системы. Подъем навешенного орудия (плуг, культиватор и т.п.) должен происходить плавно, без дрожания, и начинаться сразу же после перевода рычага управления распределителем в положение “Подъем”. Возврат рычагов распределителя из фиксированного положения “Подъем” в конце рабочего хода навески должен происходить автоматически, а из положения “Плавающее” – вручную. При обкатке проверяют, нет ли течи в соединениях маслопроводов, насоса, распределителя, из-под уплотнений силового цилиндра, а также нет ли подсоса воздуха во всасывающей магистрали.
Гидравлическую систему обкатывают при температуре масла, не превышающей 50°С. Общая продолжительность обкатки – 25. 30 мин.
Принцип работы и нюансы монтажа насоса-дозатора на МТЗ
Насос дозатор МТЗ — это составляющая часть гидрообъемного комплекса, управляющего трактором. Он способствует правильному распределению жидкости и ее подаче к гидравлическим цилиндрам, что, в свою очередь, значительно упрощает управление трактором.
Это позволяет оператору прикладывать намного меньше усилий для поворота колеса, что очень важно при сильной загруженности трактора.
1 Какой принцип работы насоса МТЗ?
Насос дозатор МТЗ выпускают на тракторном заводе в Минске. Производителем было максимально упрощено устройство агрегата для обеспечения хорошей износоустойчивости механизмов и простоты в обслуживании. Агрегат включает 3 главные комплектующие части:
- корпус с клапанным блоком;
- особый качающийся узел;
- механизм распределения.
Устройство насоса дозатора ГУР МТЗ
В качающемся узле насоса — несколько частей: неподвижный статор и ротор, к которым подходит золотник устройства. Золотник крепится 2 пружинами и соединяется с валом колонки руля. Двигаясь, рулевая колонка приводит в движение золотник и, смещаясь относительно центральной оси, осуществляет поставку масла внутрь насоса.
Особый клапанный блок корпуса содержит противовакуумные, предохранительные, обратные и противоударные клапаны. Обратные клапана требуются в случае отказа гидравлического мотора. Тогда клапаном перекрывается сливной канал системы гидравлического усиления, мешая перемещению жидкости. Предохранительные клапаны регулируют давление в системе маслопровода.
Противовакуумные клапаны способствуют перемещению масла в гидравлические цилиндры при авариях в системе. Противоударными клапанами регулируется давление в магистралях при очень большой нагрузке при движении по неровным участкам трассы.
Устанавливать насос дозатор необходимо на технику, движущуюся со скоростью не выше 50 км/ч, а располагать в объёмном гидравлическом приводе машины.
Воздействуя на управляющую систему, насос дозатор осуществляет подачу рабочей жидкости к гидроцилиндру и усиливает действия оператора. При отсутствии воздействия на управляющую систему положение насоса становятся нейтральным, и он пропускает жидкость непосредственно к сливной системе.
к меню ↑
2 Как правильно выполнить установку насоса дозатора?
При установке насоса дозатора на МТЗ 80 и МТЗ 82 выполняется частичная замена системы ГУР (гидравлического управления руля) на ГОРУ (гидравлическое объёмное рулевое управление).
В комплект ГОРУ входят:
- особый кронштейн гидравлического цилиндра;
- усиленная тяга руля;
- 2 рычага;
- гидравлические цилиндры на передний мост с комплектом пальцев;
- насос дозирующий;
- особый переходник для насоса;
- каналы высокого давления.
Комплект для установки ГУР на трактор МТЗ
Если необходимо, также покупают кран, блокирующий дифференциал механизма ГОРУ. Его применяют, чтобы заменить блокировку, используемую на ГУР. Этот кран предоставляет возможность для блокировки руля на нестабильных дорожных участках, что улучшает проходимость транспорта.
к меню ↑
2.1 Алгоритм установки
- В первую очередь снимают коробку ГУР (распределитель). Для этого необходимо снять рычаги управления, потом изъять пластины пыльников, уплотнители и пыльники. Потом нужно снять крышки и вытянуть золотники.
- На следующем этапе меняют подшипники, если имеющиеся износились.
- Снимают червяк агрегата.
- На место червяка устанавливают вал дозатора.
- Устройство для дозировки прикручивают к необходимой планке. Для установки используют потайные болты.
- Потом насос проверяют и после этого устанавливают насос дозатора на мтз в систему гидравлического усиления.
Остальной комплект ГОРУ меняют до того, как будет произведена установка агрегата.
к меню ↑
2.2 УСТАНОВКА АГРЕГАТА НА МТЗ СВОИМИ РУКАМИ (ВИДЕО)
3 Неисправности насоса
Всякая неисправность дозатора на мтз 82 или системы объёмного управления руля может вызвать осложнения в функционировании управляющей системы. Для восстановления работоспособности системы необходимо чёткое понимание того, что именно пришло в негодность. Об этом можно судить по таким признакам:
- Неустойчивость переднего моста говорит о том, что ось поворотного вала сместилась. Также это может указывать на то, что в узлах агрегата или в тяге управления руля образовались зазоры.
- Для того чтобы поворачивать руль, необходимо прикладывать больше усилий. Причина — малый объём масла в дозаторе. Вторая возможная причина – большой объём воздуха в гидросистеме, что может привести к холостой работе оборудования.
- Произвольное изменение положения колеса руля. Руль может поворачиваться сам из-за неправильного расположения золотника в насосе. Нейтральное положение золотника зависит от 2-х растягивающих пружин. Если одна из них поломается, возможна постоянная подача масла на один из цилиндров, что вызовет поворот руля.
- Плохой упор при повороте или его отсутствие. Это может объясняться недостаточным количеством масла в дозаторе, что ухудшает его работоспособность. Ещё одна причина этой неисправности – износ прокладок уплотнения на цилиндрах, которые отвечают за поворот автомобиля.
- Поворот колеса трактора в противоположную сторону при повороте руля. Это вызвано неправильным соединением выводов к гидроцилиндрам автомобиля с насосом дозатором, что приведёт к подаче масла на другой цилиндр и усилится другая сторона.
Схема установки насоса дозатора
Также к неисправности может привести загрязнение контура гидравлического усиления.
Если клапаны насоса забьются грязью и прочими частичками, то они не смогут обеспечить пропускание жидкости по системе и регулирование давления. Итогом будет снижение работоспособности системы, и она может сломаться.
2.3. Неисправность топливной аппаратуры.
В процессе эксплуатации дизеля могут появиться следующие признаки неисправностей топливной аппаратуры: дизель не пускается, не развивает нормальной мощности, неустойчиво работает или работает с дымным выпуском.
Указанные признаки во многом обусловливаются нарушением подачи топлива.
Причинами нарушения подачи топлива могут быть: образование воздушных пробок в топливопроводах, головке топливного насоса, фильтрах; сильный износ плунжерных пар топливного насоса, распылителей форсунок; нарушение регулировки топливного насоса или неправильная установка его на дизеле.
Появление дыма черного или серого цвета из выхлопной трубы дизеля указывает на неполное сгорание топлива, пропуски вспышек в цилиндрах, неправильную установку начала подачи топлива топливным насосом.
Неполное сгорание может вызываться как избытком топлива, попадаемого в цилиндр, так и недостатком воздуха. Оно наблюдается также при плохом распыливании топлива форсунками, применении топлива несоответствующего сорта, позднем впрыске топлива в цилиндры дизеля.
Внешними признаками ухудшения работы форсунок являются дымный выпуск, перебои в работе и снижение мощности дизеля.
Для проверки форсунок устанавливают такой режим работы дизеля, при котором наиболее отчетливо слышны перебои. Затем ослабляют поочередно накидные гайки крепления топливопроводов форсунок к штуцерам топливного насоса. Если частота вращения коленчатого вала после ослабления затяжки гайки не изменяется, то проверяемая форсунка неисправна. Если давление подъема иглы форсунки (давление впрыска) будет меньше нормального в результате изменения жесткости пружины или появления утечек в сопряжении гильза — плунжер, то продолжительность впрыска топлива увеличится, а качество распыливания снизится. При давлении подъема иглы больше нормального или заедании иглы в нижнем положении продолжительность впрыска и количество попадаемого в цилиндр топлива уменьшатся, что также влияет на пусковые качества дизеля.
Форсунки снимают с дизеля и регулируют на приборе КИ-562, КИ-3333 или КИ-15706 на давление впрыска 17,8 — 18,5МПа.
Давление впрыска и герметичность форсунок можно определить, не снимая их с дизеля. Для этого используют приспособление КИ-16301А и автостетоскоп (рис. 2.1.52).
Рис. 2.1.52. Определение давления впрыска и герметичности форсунки:
1 — форсунка; 2 — приспособление КИ-16301А.
Приспособление подключают к испытуемой форсунке, предварительно отсоединив топливопровод высокого давления, и рукояткой создают принудительную подачу топлива. Давление впрыска устанавливают вращением винта форсунки. Если давление не регулируется, то это указывает на заедание иглы в корпусе распылителя. О качестве распыливания судят по характерному щелчку, прослушиваемому с помощью автостетоскопа. Наличие такого щелчка свидетельствует о четкой посадке иглы в седло распылителя в момент окончания впрыска.
Выброс охлаждающей жидкости из пароотводной трубки радиатора может свидетельствовать о нарушении герметичности уплотнений стакана форсунки, пробое и трещинах в головке цилиндров.
Стакан форсунки удаляют из головки блока, предварительно нарезав резьбу М24Х2,0 на внутренней поверхности стакана и используя приспособление, состоящее из кронштейна с силовым винтом и гайкой. Приспособление устанавливают на шпильки форсунки (рис. 2.1.53—2.1,55).
Рис. 2.1.53. Отворачивание гайки крепления стакана форсунки:
1 — ключ; 2 — гайка крепления стакана; 3 — головка цилиндров.
Рис. 2.1.54. Нарезание резьбы в стакане форсунки:
1 — головка цилинров; 2 — стакан форсунки; 3 — метчик М24Х2,0.
Рис. 2.1.55. Выпрессовка стакана форсунки из головки цилиндров:
1 — приспособление для выпрессовки стакана форсунки; 2 — стакан форсунки; 3 — головка цилиндров.
Затрудненный пуск дизеля может быть вызван наличием воды в топливе, низкой температурой смеси в конце такта сжатия, недостаточной для воспламенения топлива.
Другими причинами затрудненного пуска дизеля могут быть нарушения регулировки угла опережения начала подачи топлива и износ плунжерных пар топливного насоса высокого давления.
Количество подаваемого в цилиндры топлива и четкая работа форсунок обусловлены техническим состоянием плунжерных пар топливного насоса. Для проверки технического состояния плунжерных пар используют приспособление КИ-16301А (рис. 2.1.56).
Рис. 2.1.56. Проверка технического состояния плунжерных пар и нагнетательных клапанов топливного насоса:
1 — приспособление КИ-16301А; 2 — топливный насос.
Приспособление подключают к штуцерам насосных секций топливного насоса, предварительно отсоединив топливопроводы высокого давления. Если при прокручивании коленчатого вала дизеля пусковым устройством развиваемое давление составит не менее 30МПа, то плунжерная пара исправна. Герметичность нагнетательного клапана проверяют по времени падения давления с 15 до 10МПа; время падения должно быть не менее 10с. Если показания манометра прибора ниже приведенных значений, топливный насос снимают с дизеля (рис. 2.1.57, 2.1.58) и заменяют.
Рис. 2.1.57. Демонтаж топливного насоса:
1 — топливный насос; 2 — компрессор; 3,5 — топливопроводы; 4 — тяга управления насосом.
Рис. 2.1.58. Отворачивание болтов крепления топливного насоса (вид спереди):
1 — крышка шестерни привода топливного насоса.
Появление из выхлопной трубы дыма серого цвета при работе дизеля без нагрузки и появление дыма черного цвета при увеличении нагрузки свидетельствуют о поздней подаче топлива в цилиндры.
«Жесткая» работа дизеля, сопровождаемая резкими стуками, и появление из выхлопной трубы дыма черного цвета с увеличением нагрузки указывают на раннюю подачу топлива в цилиндры.
Момент начала подачи топлива секциями, по которому судят об угле начала впрыска топлива в цилиндры, — один из важных параметров, влияющих не только на мощностные и экономические показатели, но и на пусковые качества дизеля.
Тракторы МТЗ-80, 82, МТЗ-1221, 320, ЮМЗ, Т-40, Т-25, Т-150К. Запчасти, регулировки, техобслуживание и ремонт.
Неисправности и регулировки топливного насоса ТНВД МТЗ-80/82
Неисправности топливного насоса УТН-5 трактора МТЗ-80, МТЗ-82
В процессе эксплуатации дизеля Д-240 трактора МТЗ-80, МТЗ-82 могут появляться следующие неисправности топливной аппаратуры: дизель не запускается, не развивает нормальной мощности, неустойчиво работает, работа сопровождается дымным выпуском.
Для обеспечения четкого запуска дизеля коленчатому валу сообщают достаточную частоту вращения, а воздух в цилиндрах в это время сжимается настолько, чтобы к моменту впрыска топлива температура была достаточна для его воспламенения, чтобы топливо было подано в камеру сгорания своевременно, в достаточном количестве и тонко распылено.
Подача топлива может нарушиться по различным причинам, образование воздушных пробок в топливопроводах, в головке ТНВД УТН-5 МТЗ-82, МТЗ-80, в фильтрах; сильная изношенность плунжерных пар насосных элементов насоса, распылителей форсунок; нарушение регулировки топливного насоса или неправильная установка его на дизеле.
Появление дыма черного или серого цвета из выхлопной трубы дизеля указывает на попадание масла в камеру сгорания, неполное сгорание топлива, пропуски вспышек в цилиндрах, неправильную установку начала подачи топлива топливным насосом.
Попадание масла в камеру сгорания может быть объяснено предельной изношенностью поршневой группы двигателя ММЗ Д-240, избытком масла в поддоне картера. Неполное сгорание может быть вызвано как избыточной порцией топлива, попадаемой в цилиндр, так и недостатком воздуха.
Оно наблюдается при плохом распыливании топлива форсунками УТН-5, применении несоответствующего сорта топлива, при позднем впрыске топлива в цилиндры дизеля.
Внешним признаком ухудшения работы форсунок Д-240 являются дымный выпуск, перебои в работе и снижение мощности дизеля.
Для проверки форсунок устанавливают такой режим работы дизеля, при котором наиболее отчетливо слышны перебои. Затем ослабляют поочередно накидные гайки крепления топливопроводов форсунок к штуцерам.
Если частота вращения коленчатого вала после ослабления затяжки гайки не изменяется, то проверяемая форсунка неисправна.
Если давление подъема иглы форсунки (давление впрыска) будет меньше нормального за счет изменения жесткости пружины или утечек в сопряжении гильза — плунжер, то продолжительность впрыска топлива будет увеличиваться, а качество распыливания — низкое.
При давлении подъема иглы больше нормального или заедании иглы в нижнем положении продолжительность впрыска и количество топлива уменьшаются, что также влияет на пусковые качества дизеля.
Форсунки Д-240 топливного насоса трактора МТЗ-82, МТЗ-80 снимают с дизеля и регулируют на приборе. Давление впрыска и герметичность форсунок можно определить, не снимая их с дизеля.
Для этого используют приспособление и автостетоскоп. Приспособление подключают к испытуемой форсунке и рукояткой создают принудительную подачу топлива. Давление впрыска устанавливают вращением винта форсунки.
Если давление не регулируется, то это указывает на заедание иглы в корпусе распылителя. О качестве распыливания судят по характерному щелчку, прослушиваемому по автостетоскопу, что свидетельствует о четкой посадке иглы в седло распылителя в момент окончания впрыска.
Затруднение пуска дизеля трактора может быть вызвано наличием воды в топливе, снижением температуры воздуха в конце сжатия, что недостаточно для воспламенения топлива.
Снижение температуры сжатого воздуха обычно вызывается уменьшением давления в конце сжатия вследствие утечек воздуха через неплотности в поршневой (при износе или закоксовывании поршневых колец, износе гильз и поршней, клапанном механизме газораспределения и т. п.).
Те же самые явления наблюдаются при засорении воздухоочистителя, когда уменьшается количество поступающего в цилиндры воздуха.
При понижении температуры окружающего воздуха снижается частота вращения коленчатого вала при пуске, вследствие загустения картерного масла растут утечки воздуха через различные неплотности, снижается температура конца сжатия воздуха из-за передачи тепла холодным стенкам цилиндров, поршней и камер сгорания.
Дизель Д-240 ММЗ может трудно запускаться из-за нарушения регулировки угла опережения начала подачи топлива, износа плунжерных пар топливного насоса высокого давления.
Количество подаваемого топлива в цилиндры и четкая работа форсунок двигателя МТЗ-82, МТЗ-80 взаимосвязаны с изношенностью плунжерных пар ТНВД УТН-5.
Техническое состояние плунжерных пар проверяют приспособлением, определяющим давление, развиваемое плунжерными парами насоса на пусковых оборотах. Приспособление подключают к штуцерам насосных секций топливного насоса. Дизель прокручивают пусковым устройством.
Если развиваемое давление составляет не менее 30 МПа, то плунжерная пара исправна. Герметичность нагнетательного клапана проверяют по времени падения давления с 15 до 10 МПа не менее чем за 10 с.
Если показания манометра прибора ниже приведенных параметров, топливный насос УТН-5 трактора МТЗ-80, МТЗ-82 подлежит ремонту.
Работа дизеля ММЗ Д-240 без нагрузки с выбросом из выхлопной трубы дыма серого цвета, а с увеличением нагрузки — дыма черного цвета свидетельствует о поздней подаче топлива в цилиндры.
«Жесткая» работа дизеля сопровождается резкими стуками, а выброс из выхлопной трубы дыма черного цвета с увеличением нагрузки указывает на раннюю подачу топлива в цилиндры.
Момент начала подачи топлива секциями, по которому судят о угле начала впрыска топлива в цилиндры — один из важных параметров, влияющих не только на мощностные и экономические показатели, но и на пусковые качества дизеля.
При длительной эксплуатации трактора момент подачи топлива по мере износа плунжерных пар может измениться, поэтому время от времени его контролируют приспособлением КИ-4941.
Изменение момента подачи топлива при эксплуатации объясняется тем, что при изношенных плунжерных парах топливного насоса МТЗ-80, МТЗ-82, если медленно прокручивать коленчатый вал дизеля, часть топлива из-за большой жесткости пружины нагнетательного клапана будет просачиваться в зазор между плунжером и гильзой, и нагнетательный клапан откроется позже, чем при новых плунжерных парах.
Жесткость технологической пружины приспособления в восемь — десять раз меньше жесткости пружины нагнетательного клапана, и поэтому топливо подается при любой степени изношенности плунжерной пары, благодаря чему клапан открывается в момент перекрытия надплунжерного пространства.
У насосов УТН-5 подачу топлива в режиме холостого хода регулируют изменением числа рабочих витков пружины регулятора.
Для уменьшения подачи топлива и соответствующего этому снижения частоты полного выключения подачи топлива увеличивают число витков пружины, а для увеличения — уменьшают.
Проверяют подачу топлива на режиме максимального крутящего момента (режим перегрузки), изменяя ее на этом режиме регулировкой корректора. Для увеличения подачи топлива корректор ввертывают или изменяют усилие пружины.
Корректор настраивают до установки его в регулятор топливного насоса. Ход его штока должен быть 1,3. 1,5 мм. Его устанавливают с помощью прокладок. Усилие сжатия пружины корректора составляет для насосов дизелей ММЗ Д-240 — 85. 90. Его замеряют при положении штока корректора заподлицо с корпусом.
Для дизелей Д-240 трактора МТЗ-80, МТЗ-82 с насосом УТН-5 пусковая подача топлива должна быть 14,5 см3 за 100 циклов при частоте вращения кулачкового вала 150 мин1.
Устанавливают рычаг управления регулятором в положение максимальной подачи и величину перемещения рейки регулятором в сторону увеличения подачи топлива с помощью болта силового рычага. Заключительной операцией по регулировке насосов является установка рычага регулятора на полное выключение подачи.
Устанавливают пусковую частоту вращения кулачкового вала насоса, рычаг регулятора переводят до упора в винт «Стоп» и наблюдают за выходом топлива из форсунок. Подача должна прекратиться. В противном случае вывертывают винт до прекращения подачи.
При снижении гидравлической плотности прецизионных деталей (появление утечек топлива в их сопряжениях) заменяют насосный элемент в сборе и одновременно контролируют состояние нагнетательного клапана.
Для замены насосных элементов топливный насос трактора частично разбирают. У ТНВД УТН-5 открывают крышку регулятора, отсоединяют тягу промежуточного рычага от рейки, отворачивают болты крепления и снимают регулятор в сборе.
Затем проверяют величину осевого перемещения кулачкового вала. Осевое перемещение должно быть не более 0,2 мм. Одновременно проверяют осевое перемещение муфты грузов. Значительное ее перемещение приводит к самопроизвольному перемещению рейки, что вызывает неустойчивую работу дизеля.
При замене насосного элемента снимают люк корпуса ТНВД МТЗ-80, МТЗ-82, вынимают установочный штифт фиксации его втулки, а затем, пользуясь приспособлением, извлекают нагнетательный клапан в сборе с седлом. Для снятия пружины толкателя удаляют опорную тарелку пружины, а насосный элемент извлекают через отверстие головки насоса УТН-5.
При установке новых насосных элементов прорезь на зубчатом венце должна совпасть с пазом на втулке, а метка на хвостовике плунжера — обращена в сторону люка корпуса насоса. При установке зубчатых венцов рейку насоса устанавливают так, чтобы торец ее поводка находился от плоскости насоса на расстоянии 24. 25 мм.
Форсунки двигателя Д-240 трактора МТЗ-80, МТЗ-82
Техническое состояние форсунок МТЗ-80, МТЗ-82 значительно влияет на работу тракторного дизеля Д-240; наблюдается работа дизеля с перебоями, затруднен его пуск и т. д.
У дизелей Д-240 в основном применяются форсунки с бесштифтовыми распылителями-многодырчатые. Основные неисправности форсунок: износ или зависание (закоксовывание) распылителей, недостаточное давление впрыска топлива, его некачественный распыл.
Если при проверке на приборе обнаруживают один из названных дефектов, форсунку разбирают с целью замены корпуса распылителя с иглой в сборе.
Для разборки форсунки ее устанавливают в приспособление или зажимают в тиски и отворачивают гайки распылителя и пружины. Устанавливают новый распылитель и проводят контрольную проверку работоспособности форсунки.
При подборе распылителя форсунки трактора МТЗ-82, МТЗ-80 внимательно осматривают его маркировку и конструктивное исполнение.
Внешне распылители подобны друг другу, однако по исполнению они имеют значительные различия по количеству распыливающих отверстий и их размеру. Остатки нагара и смолистых отложений с наружных поверхностей удаляют щеткой из латунной проволоки и ополаскивают в бензине.
Распылитель заменяют, если на его поверхности имеются трещины, сколы и изломы любого размера, а также наблюдается зависание иглы в корпусе.
При отсутствии новых распылителей можно восстановить работоспособность форсунки Д-240, проведя несложный ее ремонт. При закоксовывании отверстий работавшего распылителя из него извлекают иглу, а распыливающие отверстия прочищают намагниченным сверлом или проволокой.
При частичной потере герметичности (зависание иглы или незначительное появление подтеков на распылителе при испытании форсунки) проводят «освежение» поверхностей корпуса и иглы распылителя.
Для этого зажимают иглу в сверлильном патроне, а его устанавливают в шпиндель токарного станка, установив частоту вращения 150. 200 мин-1.
На цилиндрическую поверхность наносят тонкий слой пасты окиси алюминия и проводят совместную притирку корпуса и иглы до получения ровного блеска по всей поверхности. Далее притирают запорные конусы и иглу распылителя.
Наносят на конус тонкий слой пасты и притирают конусные поверхности до образования на конце иглы уплотняющего пояска, расположенного у основания запорного конуса. Ширина пояска должна быть 0,5. 0,7 мм.
Одновременно производят «освежение» торцевых поверхностей корпуса форсунки и распылителя Д-240. Удаляют штифты из корпуса форсунки, на притирочную плиту наносят слой пасты и полируют торец корпуса до получения ровного блеска. После проведения очистительных и притирочных работ все детали промывают в бензине и тщательно вытирают.
После установки и затяжки гайки распылителя форсунки Д-240 проверяют легкость хода иглы. Для этого встряхивают форсунку.
Игла распылителя должна ударяться о корпус. Усилие затяжки гайки распылителя составляет 0,7. 0,8 Нм, колпака форсунки — 0,8. 1,0 Нм. Заключительной операцией является проверка плотности распылителя.
Устанавливают давление по манометру прибора 30. 31 МПа и определяют время падения давления (плотность) с 28 до 23 МПа. Оно должно быть для новых распылителей не менее 10 с, а для бывших в эксплуатации — 3 с.
При проверке плотности подтекание топлива через сопловые отверстия не допускается. Минимальная плотность характеризует максимальный зазор между корпусом распылителя и иглой в ее цилиндрической части. Минимальный диаметр зазора в этой части распылителя составляет 1. 2 мкм.
При неудовлетворительной плотности производят «освежение» торцевых поверхностей корпусов форсунки и распылителя трактора МТЗ-80, 82. Если и после этого необходимая плотность не будет достигнута, распылитель в сборе заменяют. При нормальной плотности форсунки регулируют рабочее давление начала впрыска.
После сборки и испытания форсунок Д-240 проверяют их на пропускную способность. Форсунки, отобранные в комплект для работы на одном дизеле, не должны отличаться по пропускной способности более чем на 4% от средней величины пропускной способности всего комплекта форсунок.
Для проверки этого параметра форсунки устанавливают на контрольно-испытательный стенд и определяют подачу каждой форсункой за 1000 циклов при номинальной частоте вращения кулачкового вала топливного насоса УТН-5.
Nav view search
Navigation
Search
Неисправности гидравлической системы трактора МТЗ-82/80
1. ПРИ РАБОТЕ БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИЛОВОГО (ПОЗИЦИОННОГО) РЕГУЛЯТОРА
Сельскохозяйственное орудие трактора МТЗ-82/80 не удерживается в транспортном положении
ГСВ в положении «заперто»
Возможные причины и признаки неисправности
Способы устранения
После подъема в транспортное положение наблюдается самопроизвольное опускание орудия:
а) Изношено уплотнительное кольцо поршня цилиндра
а) Замените кольцо поршня
б) Утечка через запорный клапан силового регулятора
б) Переместите назад по ходу трактора фиксатор на малой прорези сектора. Проверьте регулировку вертикальной тяги управления
ГСВ в положении «выключен»
Возможные причины и признаки неисправности
Способы устранения
в) Изношены расточки или золотники в корпусах распределителя или ГСВ
в) Замените распределитель или ГСВ. Неисправные узлы отправьте в ремонт
Навесное орудие не поднимается
Возможные причины и признаки неисправности
Способы устранения
Зависание перепускного клапана распределителя. Неисправность характерна тем, что золотники заднего и выносных цилиндров автоматически не возвращаются из положения «подъем» в нейтральное
Снимите крышку 4 (рис. 64), заверните болт в направляющую 6, выньте детали клапана, промойте и установите снова в корпус. Клапан должен свободно, без заеданий, передвигаться
Перекрыто проходное сечение в запорном устройстве: золотник преждевременно автоматически возвращается из положения «подъем» в нейтральное
Заверните до отказа накидные гайки запорных устройств
Самопроизвольное перекрытие проходного сечения клапаном гидромеханического регулирования хода поршня силового цилиндра. Признак—хвостовик клапана переместился в крышку цилиндра
Установите рукоятку распределителя в позицию «опускание» и быстро переведите на «подъем»
Неполное включение шестерен привода гидронасоса
Отрегулируйте зацепление шестерни привода гидронасоса
Повышенный нагрев масла при работе системы
Возможные причины и признаки неисправности
Способы устранения
Недостаточное количество масла в баке
Долейте в бак масло до верхней отметки на масломерной лииейке
При работе трактора с использованием, ГСВ
Возможные причины и признаки неисправности
Способы устранения
Зависание обратного или предохранительного клапана гидроувеличителя сцепного веса
Промойте детали клапана
Вспенивание масла в баке и выплескивание через сапун
Возможные причины и признаки неисправности
Способы устранения
Подсос воздуха в систему:
а) По всасывающей магистрали
Подтяните крепление и при необходимости замените прокладки всасывающего патрубка
б) Через самоподжимные сальники вала масляного насоса
Проверьте состояние самоподжимных сальников и при необходимости замените сальники
Рукоятки распределителя не возвращаются автоматически из положения «подъем» в нейтральное после окончания подъема навесного орудия
Возможные причины и признаки неисправности
Способы устранения
Нарушена регулировка давления:
а) Предохранительного клапана распределителя
Проверьте давление срабатывания и при необходимости отрегулируйте на давление 150 — 160 кгс/см 2
б) Автоматики золотника
Проверьте давление срабатывания и при необходимости отрегулируйте на давление 125—135 кгс/см 2
Медленный подъем сельскохозяйственного орудия трактора МТЗ-82/80
Возможные причины и признаки неисправности
Способы устранения
Подсос воздуха в систему
Выявите причину и устраните дефект
Повышенная утечка масла в насосе
Сельскохозяйственное орудие резко опускается при плавающем положении рукоятки распределителя
Возможные причины и признаки неисправности
Способы устранения
Отсутствует или неправильно установлен замедлительный клапан
Установите замедлительный клапан в отверстие штоковой плоскости крышки цилиндра
Сельскохозяйственное орудие не обеспечивает постоянной глубины обработки
При работе трактора без использования ГСВ
Возможные причины и признаки неисправности
Способы устранения
Рукоятка распределителя установлена в положение «нейтральное»
Установите рукоятку в положение «плавающее»
При работе трактора с использованием ГСВ
Возможные причины и признаки неисправности
Способы устранения
Давление подпора в основном цилиндре больше требуемого для данных условий работы орудия
Уменьшите давление подпора, поворачивая маховичок по часовой стрелке
Буксование задних колес трактора не снижается при включении ГСВ
Возможные причины и признаки неисправности
Способы устранения
Заедание золотника автоматической подзарядки в корпусе гидроувеличителя или плунжера внутри золотника
Промойте золотник, плунжер и отверстие в корпусе чистым дизельным топливом
Нарушена регулировка тяги блокировки рычага управления основным (задним) цилиндром
Отрегулируйте длину тяги управления
II . ПРИ РАБОТЕ С СИЛОВЫМ (ПОЗИЦИОННЫМ) РЕГУЛЯТОРОМ
Навесное орудие не поднимается при управлении рукояткой регулятора или поднимается медленно
Возможные причины и признаки неисправности
Способы устранения
Нарушена регулировка по длине вертикальной тяги, связанной с рукояткой регулятора
Установите рукоятку регулятора на фиксатор, а рукоятку распределителя в положение «подъем». Если орудие не поднимается или поднимается медленно, то неисправность не связана с регулятором (см. возможные неисправности в разделе «Работа без силового (позиционного) регулятора»). Если орудие не поднимается или поднимается медленно только при управлении рукояткой регулятора — проверьте регулировку вертикальной тяги, при необходимости отрегулируйте
Навесное орудие не опускается при установке рукоятки регулятора на первые зубья сектора в начале зоны регулирования
Возможные причины и признаки неисправности
Способы устранения
Нарушена регулировка по длине вертикальной тяги, связанной с рукояткой регулятора
Проверьте регулировку тяги, при необходимости отрегулируйте
Отсутствует позиция «принудительное опускание» при управлении распределителем
При установке рукояток управления выносными цилиндрами в позиции «подъем» и принудительное опускание» орудие поднимается
Возможные причины и признаки неисправности
Способы устранения
Нарушена регулировка положения фиксатора на малой прорези сектора или нарушена регулировка по длине вертикальной тяги, связанной с рукояткой регулятора
Отрегулируйте положение фиксатора, перемещая его по прорези, проверьте регулировку тяги, при необходимости отрегулируйте
При силовом регулировании не обеспечивается малая глубина пахоты
Возможные причины и признаки неисправности
Способы устранения
Недостаточная чувствительность системы: центральная тяга навесного механизма установлена на средних или нижних отверстиях серьги датчика
Установите центральную тягу на верхние отверстия серьги
Нарушена регулировка тяги силового регулирования
Отрегулируйте тягу силового регулирования
При силовом регулировании не обеспечивается достаточная глубина пахоты в крайнем положении рукоятки регулятора от «себя»
Возможные причины и признаки неисправности
Способы устранения
Затуплены лемеха плуга
Замените или заточите лемеха
Центральная тяга установлена на верхних отверстиях серьги датчика
Установите центральную тягу на средние отверстия серьги. Если глубина все же недостаточна, то установите тягу на нижние отверстия серьги
Резкие толчки на трактор от орудия при силовом регулировании
Возможные причины и признаки неисправности
Способы устранения
Большая скорость коррекции
Поверните ручку крана регулятора назад по ходу до исключения толчков
Повышенный нагрев масла
Возможные причины и признаки неисправности
Способы устранения
Ручка крана регулятора в крайнем заднем положении
Поверните ручку крана вперед по ходу до упора и затем поворачивайте назад до исчезновения резких толчков при движении трактора
Нарушена регулировка положения фиксатора по малой прорези сектора; фиксатор в крайнем заднем положении по прорези
Передвиньте фиксатор вперед по прорези. Проверьте работу распределителя при установке рукоятки регулятора на фиксатор. При необходимости повторно отрегулируйте положение фиксатора
Периодическое «зарывание» плуга при силовом регулировании
Возможные причины и признаки неисправности
Способы устранения
Ручка крана регулятора в крайнем заднем положении
Поверните ручку крана вперед по ходу до упора и затем поворачивайте назад до исчезновения резких толчков при движении трактора
Запаздывание срабатывания перепускного клапана распределителя
Выньте детали клапана, промойте и установите снова в корпус