Насосы НШ: модели, технические характеристики

Насосы шестеренные НШ

Насосы шестеренные НШ предназначены для нагнетания рабочей жидкости (минерального масла) в гидравлических системах тракторов, погрузчиков, автомобилей, сельскохозяйственных, коммунальных, строительно-дорожных и агрегатируемых с двигателями тракторов, машин и другой техники.

Высокие эксплуатационные характеристики насосов НШ обусловили их применения в гидросистемах тракторов производства Минского, Харьковского, Волгоградского, Владимирского, Алтайского, Кишиневского, Днепропетровского, Ташкентского, Петербургского, Липецкого тракторных заводов; комбайнов Ростовского, Таганрогского, Красноярского, Херсонского, Гомельского, Тернопольского заводов сельхозмашиностроения; автомобилей МАЗ, КамАЗ, САЗ, Урал, БелАЗ, ЗиЛ, дорожно-строительных, коммунальных и многих других машин и механизмов.

Насосы НШ выпускается как левого, так и правого вращения, в зависимости от сборки. Левого вращения – вращение ведущего ротора против часовой стрелки, правого вращения – вращение ведущего ротора по часовой стрелке, если смотреть со стороны привода.

Пример условного обозначение насоса:
Насос НШ 10У-3 Л, где:
НШ – насос шестеренный;
10 – рабочий объем насоса (см³);
У – модификация;
Л – направление вращения ведущего ротора, левое, если смотреть со стороны привода (правое – не обозначается).

Основные технические характеристики насосов НШ4, НШ6, НШ10, НШ32, НШ40, НШ50, НШ100 и НШ250

МаркаДавление,
МПа
Объемная
подача, л/мин
Частота
вращения,
об/мин
Масса кг,
не более
Насос НШ 4-4
Насос НШ 4К-3
20
16
10,5
6,3
3000
2400
1,7
1,7
Насос НШ 6Е-31616,230003,0
Насос НШ 10В-3
Насос НШ 10Е-3
Насос НШ 10Г-3
Насос НШ 10У-3
16
16
16
16
21,0
21,0
21,0
21,0
2400
2400
3,0
3,0
3,0
3,0
Насос НШ 32У-31668,624007,0
Насос НШ 32А-31668,624007,0
Насос НШ 40У-31685,824008,0
Насос НШ 50У-316107,224008,0
Насос НШ 50А-316107,224008,0
Насос НШ 100А-316173,4192017,0
Насос НШ 250А-416335,1150045

Описание устройства и работы шестеренных насосов НШ

Детали шестеренного насоса НШ

1. Крышка задняя
2. Кольцо уплотнительное
3. Втулка опорная
4. Корпус насоса
5. Манжета резиновая
6. Крышка передняя
7. Манжета армированная
8. Кольцо
10. Пластина
11. Фланец
12. Болт
13. Шайба
14. Ротор ведущий
15. Ротор ведомый

Устройство и принцип работы
Насосы типа НШ крепятся на валу отбора мощности, крутящий момент передается при помощи шлицевого соединения вала насоса и вала отбора мощности.
Шестеренный насос НШ состоит из корпуса 4, ведущего ротора 14, ведомого ротора 15, втулок опорных 3, резиновых манжет 5, уплотнительных колец 2, крышки передней 6 и задней 1 и болтов 12 с пружинными шайбами 13.
В передней крышке расположено отверстие для выхода приводного вала. С наружной стороны в это отверстие запрессована манжета 7 для уплотнения ведущего ротора насоса.
Уплотнение разъемов корпуса с крышками осуществляется кольцами 2. Манжета 5 своими внутренними поверхностями заходит в выточки подшипниковых втулок. В образовавшиеся камеры (между наружными диаметром подшипниковой втулки и выточками) со стороны выхода подается рабочая жидкость, которая своим давлением поджимает втулки к торцам роторов, чем компенсируется износ поверхностей втулок и роторов.
Ведущий ротор 14 насоса имеет удлиненный шлицевой конец вала. Насос крепится на валу отбора мощности, крутящий момент передается при помощи шлицевого соединения вала насоса и вала отбора мощности.
Принцип действия шестеренного насоса состоит в следующем: при вращении ведущего и ведомого роторов на стороне входа создается разрежение, в результате чего жидкость под давлением атмосферы заполняет впадины между зубьями и в них перемещается со стороны входа на сторону выхода. На выходе при зацеплении зубьев происходит выдавливание жидкости в систему.

Насосы шестеренные НШ: строение, принцип работы, технические характеристики

Насос шестеренный – что это такое? Как он устроен и как работает? На эти и многие другие вопросы мы с Вами найдем ответ в этой статье.

Объектом рассмотрения в нашей статье станет гидравлический шестеренный насос НШ.

Устройство, принцип действия и описание насоса шестеренного типа

Насос НШ расшифруется как насос шестеренный. Тип данного насоса – роторный. Из-за наличия шестерен его еще можно назвать зубчатым. При помощи зубов шестерни выполняется цепление. В каждом НШ находится не менее двух шестерен. Двигатель приводит в движение ведущую шестерню. А она, в свою очередь, с помощью зацепления через зубья – приводит в действие ведомую. В отличие от некоторых гидравлических установок, большинство НШ выполнено с внешним видом зацепления шестерен. Однако, существуют конструкции и со внутренним цеплением. Достоинством данного вида зацепления является меньший размер устройства, более слабой подачей, из-за чего шум значительно ниже. В таких насосах ведущая – внутренняя шестерня. Она вращает внешнюю. Заполнение камер жидкостью выполняется благодаря сверлениям в углублениях между зубьями внутренней шестерни. Или через серповидные окна, которые расположены в крышках сбоку. А вот уменьшение объема рабочих областей происходит по тому-же принципу, что и у насосов НШ со внешним зацеплением. В нем образуются рабочие области благодаря зубьям. Когда они становятся в зацепление – камеры становятся меньше. Когда выходят из зацепления – увеличиваются. Углубления между зубьями заполняются жидкостью и переносятся двумя шестеренками к области входа в контакт. Следовательно, масло выдавливается и перемещается в нагнетательную магистраль. Также, существуют трехшестеренные насосы. Они имеют две ведущие шестерни и одну ведомую.

Что мы имеем в итоге:

– насосы НШ с внешним зацеплением;

– насосы НШ с внутренним зацеплением;

Кроме этого, следует заметить, что у них бывает правостороннее или левостороннее вращение. В случае, если посмотреть на привод, то насос имеет правое направление и вращается по движению часовой стрелки, а левосторонний – против движения стрелки.

Недостатки

Давайте рассмотрим детальнее недостатки данной конструкции.

– С целью минимизации вытекания масла из области всасывания в область нагнетания зубья шестерен имеют очень плотное сцепление. Незначительный зазор остается, разве что, между оболочкой и самими зубьями. Тем не менее, по краю зубьев немного масла, все же, остается. Это называется «обратной подачей». Проще говоря, уменьшается КПД.

– Другим недостатком является наличие торцевой канавки, соединяющейся с областью нагнетания. Из-за этого уменьшается избыточный показатель давления.

– Невыполнимость контроля подачи.

– Высокий показатель шума при работе.

Достоинства, преимущества:

– Небольшая стоимость и недорогой ремонт;

– Простота в обслуживании;

– Возможность перекачивать масло при больших температурах;

– Дозировка рабочих жидкостей.

Область (место) применения.

Пригодны для использования в гидросистемах с небольшим давлением (до 20 МПа). Назначение – это нагнетание рабочей жидкости. Следовательно, их часто используют в сельхоз и спецтехнике.

Ниже представлена таблица с моделью насоса и техникой, в которой он применяется.

Конструкция

Ниже представлена схема насоса с обозначениями.

Технические параметры

Ниже представлена табличка с параметрами наиболее распространенных моделей.

Схема насоса НШ-32:

Маркировка

НШ имеют разные модификации и маркировку. Разберем, к примеру, НШ 10У-3ЛТ:
НШ – означает насос шестеренный;
10 – объем, измеряется в кубических сантиметрах;
У – серия Универсал;
3 – класс по давлению (16МПа);
Л – левостороннее или правостороннее направление, если НШ правосторонний – то направление не обозначается;
Т – климат. исполнение (Т – тропический, умеренный не обозначается)

Мощность шестеренного наоса НШ

Ниже расположены два графика, на которых изображена зависимость необходимой мощности привода от скорости вращения. Эти данные относятся именно к номинальному режиму работы насоса.

Виды насосов

Кроме обычных моделей шестеренных насосов (например: НШ 10, НШ 32 и т.д.), насосы НШ бывают сдвоенные. По другому, такие насосы еще называют, как тандем. Наиболее распространенными сдвоенными насосами являются:

Хотя в настоящее время для некоторых видов техники могут подходить и другие вариации.

Основные положения правил эксплуатации, подготовка к использованию

Перед началом работы насос следует надежно установить и хорошо затянуть его болтами, чтобы он не шатался. После этого требуется подключить трубопроводы (нагнетательный и всасывающий). Теперь можно залить жидкость во всасывающий трубопровод. Очень важно периодически осматривать эти трубопроводы и соединения фланцев на герметичность.

Начало работы

Теперь обратим внимание на следующие факторы:

– рабочая жидкость в гидробаке и в охлаждающей системе необходимо, что бы были в соответствии нужной температурой;

– показатель жидкости нужно, что бы был не меньше, чем уровень входящего отверстия насоса и не меньше 15 см выше всасывающей трубки;

– наличие преграды (60-70% от объема бака), которая располагается между всасывающим отверстием и сливным;

– внизу резервуара находится отверстие всасывающего патрубка. Его необходимо располагать не ближе, чем два размера патрубка от дна, и не меньше трех размеров – от стеночки;

– размещение отверстия сливного патрубка – не менее разрешенного показателя жидкости в гидробаке;

– наличие фильтров (во избежание засорения масла);

– соблюдение темпа жидкостей в трубках (для нагнетательных – до 3,5 м/с, для всасывающих – до 1,5 м/с);

– избежание усилий на ведущий вал через привод.

Очень важно следить за тем, что бы уровень механических примесей в масле не превышал 0,4%. Это также обусловлено и тем, что данная жидкость используется и для смазки подшипников. Если в рабочую жидкость будут поступать различные частицы, на подшипниках образуются задиры и со временем они выйдут из строя. Качество масла можно также проверить на бумаге. Оно должно иметь светлый цвет. Также, маркировка должна соответствовать той, что указана в технических характеристиках машины.

Перед монтажем следует удостовериться, что фланец и муфта не имеют дефектов. Следующим шагом является проверка направления вращения вала привода. В случае неверно подобранного вращения, выдавится манжета вала насоса. Перебрать НШ и изменить его вращение возможно (в случае, если это предусмотрено заводом-изготовителем). Но, при этом характеристики могут ухудшиться. По корпусу запрещено наносить удары молотком. Уплотнительные колечки и прокладки перед монтажем следует проверить на целостность, после чего смазать консистентной смазкой.

Золотник распределителя требуется промыть и убедиться, что он легко перемещается. С помощью манометра (установив его в контрольную точку гидравлической системы) Вы сможете проверить давление на защитных устройствах.

Эксплуатация насоса

Для того, что бы насос прослужил как можно дольше, следует выполнять определенные действия по контролю работы гидравлической системы.

Во-первых, следует ежедневно проверять надежность крепления насоса. Если какие-то болты или флянцы плохо затянуты – нужно затянуть (только в выключенном состоянии). Насос не должен болтаться. В случае слабого крепежа будут происходить лишние вибрации, что негативно скажется на качестве работы и сроке службы. Также, гидравлическую систему следует осматривать на случай утечки из нее масла. Если уровень масла в баке уменьшился ниже нормы – следует залить новое. В случае, если Вы работаете в температурных условиях с низкой температурой – следует использовать насосы круглого строения. А плоские насосы можно использовать с температурой рабочей жидкости от 15 до 80 градусов по Цельсию.

Ремонт

Если у Вас сломался насос – Вы можете выслать нам его на ремонт. Наши специалисты проведут диагностику, и мы сообщим Вам точную стоимость ремонта. Свяжитесь с нами по телефону и мы сообщим Вам, куда можно выслать насос. Также, мы покупаем б/у насосы на ремонтный фонд.

Вы можете купить у нас насосы различных модификаций по доступным ценам. На все изделия предоставляется гарантия. Отправляем по всей Украине наложенным платежом.

Насосы НШ их виды и технические характеристики

Насос НШ – это гидравлический агрегат шестеренного или шестеренчатого типа. Устройства такой конструкции широко применялись в советской технике (трактора МТЗ 80 и 82) и поэтому получили широкое распространение в нашей стране. На базе насосов НШ и по сей день работает множество устройств.

Принцип действия

Насос построен на базе двух шестерёнок, они расположены друг на против друга плотно прилегая как к корпусу, так и друг к другу. Вращаясь шестеренки переносят масло в полостях зубьев из зоны всасывания в зону нагнетания. Для более подробного изучения перейдите по ссылке: Шестереночный насос устройство.

Маркировка насосов НШ

В связи с широким распространением и множеством моделей и модификаций у гидравлических насосов НШ появилась своя специальная маркировка, с помощью которой можно с легкостью определить, что за агрегат перед вами и какую мощность от него ожидать. В качестве примера возьмем одну из маркировок НШ, рассмотрим каждую часть и определим что она означает. Пример: «НШ-10У-3 Л»

Пойдем по порядку по обозначениям с лева на право:

  • «НШ» — насос шестеренный;
  • После тире идет цифра, НШ-10, она означает рабочий объем агрегата, в данном примере он равен 10см3;
  • После цифры обычно идут буквы, они обозначают устройство насоса, буквой «А» обозначаются круглые агрегаты, другие же буквы обозначают что этот агрегат плоского вида;
  • Далее, через тире, идет цифра означающая класс давления на выходе: 1=10Мпа, 2=14Мпа, 3=16Мпа, 4=20Мпа, 5=25Мпа;
  • Для обозначения левосторонних НШ в маркировке используется буква “Л”, в случае если агрегат правосторонний, буква не указывается;

Модели и их технические характеристики

Существует несколько модельных рядов насосов, основное их подразделение на группы обусловлено рабочими объемами.

Насосы НШ 4

Данная линейка представлена следующими агрегатами НШ 4-4, НШ4Г-3, НШ4К-3. В линейке присутствуют как левосторонние, так и правосторонние агрегаты. Устройства этой линейки получили широкое распространение благодаря сельскохозяйственной технике. В качестве рабочей жидкости они использую моторные масла.

Для устройств типа НШ4К-3 и НШ4Г-3 в зависимости от времени года используют следующие марки масел: летом М10В2, а зимой М8Г1 или М8Г2;

Для агрегатов марки НШ4-4 используются следующий перечень масел: М8В1, М8В2, М8Г1 М8Г2, МГЕ-46В, И-30А, И-40А, И-50А.

Обратите внимание что крепеж агрегатов НШ4-4, НШ4К-3, НШ4Г-3 к приводу производится по средствам четырех болтов. Они обязаны быть надежно завинчены, желательно применение контрогаек. Гидролинии подводятся к насосу с помощью фланцев, оборудованных уплотнительными кольцами.

В таблице не представлены левосторонние агрегаты так как их характеристики ничем не отличаются.

Насос НШ 6

Текущая линейка представлена следующей парой агрегатов: НШ6Г-3 и НШ6-3. Так же в линейке присутствую и их левосторонние аналоги (К маркировке добавляется буква «Л»). Их рабочий объем составляет 6,3 см3, номинальное давление принимает величину 16МПа. Их назначением является нагнетание рабочей жидкости в гидравлические системы тракторов, сельхозмашин и других различных агрегатов.

Насос НШ 8

В линейке три марки устройств НШ8-Г-3, НШ8-Д-3, НШ8-3. Выпускаются как левого так и правого вращения. НШ 8 применяются на тракторах марки ЛТЗ-60АВ, ЭТЦ-160-Л, а также на экскаваторах марок ЭО-2101, ЭО-2621 и ЭО-2301. Как становится ясно из маркировки НШ8 обладают 8см3 рабочего объема и выдают номинальное давление в 16 МПа. Для правильной эксплуатации НШ 8 нужно применять определенные марки масел. Летом подойдет масло марки М10В2, зимой же будут актуальны масла М8Г1 и М8Г2.

Насос НШ 10

Насос получил две различные комплектации НШ10-3 и НШ10-4. Рабочий объем насосов составляет 10 см3 и подает номинальное давление НШ10-3 16 МПа а НШ10-4 20 МПа. Также НШ10-3 получил четыре заводских модификации такие как НШ10Д-3, НШ10В-3, НШ10Г-3, НШ10У-3. Выпускаются как левого таки правого вращения.

Мало для НШ10-3 и модификаций: Летнее М10В2, зимой М8Г1 и М8Г2.

Мало для НШ10-4: М8В1, М8В2, М8Г1 М8Г2, МГЕ-46В, И-30А, И-40А, И-50А.

Насос НШ 14

Данный агрегат получил три модификации НШ14Г-3, НШ14В-3, НШ14Д-3. Рабочий объем равен 13,75 см3, при номинальном давлении 16 МПа. Применение свое нашел в тракторах следующих моделей: МТЗ-1221, МТЗ-1521 (с 1998 г.), МТЗ-1022 (с 2001 г.).

Мало которое рекомендуемо для заливки в НШ14-3 и модификаций: Летнее М10В2, зимой М8Г1 и М8Г2.

Насос НШ 16

Насос получил четыре модификации: НШ16Г-3, НШ16В-3, НШ16Д-3, НШ16Е-3. Рабочий объем равен 15,6 см3, номинальное давление 16 МПа. Мало для НШ16-3 и модификаций: Летнее М10В2, зимой М8Г1 и М8Г2. Применяется на следующих тракторах: МТЗ-1221 и МТЗ-1521. Выпускаются как правого так и левого вращения.

Насос НШ 32

Представлен в двух модификациях НШ32-4 и НШ32А-3 которые в свою очередь существуют и левого и правого вращения. Рабочий объем насоса 32 см3 выдает на выходе номинальное давление в размере 20 МПа. Данный вид устройств применяется на великом множестве различных техник и машин. Устройство такова рода стоит даже на КАМАЗе, ЗИЛе и автомобиле нива.

Насос НШ 50

Две марки левосторонних и правосторонних агрегатов: НШ50-4 и НШ50А-3. 50 см3 рабочий объем, номинальное давление 16 – 20 МПа. Ставится на такие тракторы как ДТ, машины МАЗ и БелАЗ.

Мало для НШ50А-3 и модификаций: Летнее М10В2, зимой М8Г1 и М8Г2.

Мало для НШ50-4: М8В1, М8В2, М8Г1 М8Г2, МГЕ-46В, И-30А, И-40А, И-50А.

Насосы НШ 71 и НШ 100

Четыре марки левосторонних и правосторонних насосов НШ100-4, НШ100А-3, НШ71-4 и НШ71А-3. Рабочий объем 100 и 71 см3. Номинальное давление 20 и 16 МПа.

Насос НШ 250

Две марки левосторонних и правосторонних насосов НШ250-4, НШ250А-4. Рабочий объем равен 250 см3, а номинальное давление равняется 25 МПа. Применяется на следующей технике: Т-330, Т-500, Т-25.01, Т-35.01, Т-50.01.

Насос НШ-32: устройство, схема подключения

Наиболее востребованными, распространенными моделями тракторной техники, активно используемой в сельском хозяйстве, представляются модели МТЗ-80, 82. Даже в базовой комплектации они оснащены специальным насосным оборудованием высокого давления модели НШ-32. Технические характеристики НШ 32 делают его невероятно эффективным, надежным решением.

Насосы НШ-32

Изучая наиболее характерные особенности, которыми обладает насос НШ 32, необходимо прежде всего упомянуть, что он относится к шестереночной разновидности, является одним из предметов гидравлического оснащения. Изделие чаще всего применяется в конструкциях различной сельскохозяйственной и тракторной техники, преимущественно в старых её образцах.

При этом несмотря на давний год выпуска подобные приспособления по-прежнему пользуются стабильно высоким спросом, что обусловлено их превосходными эксплуатационными характеристиками. Отчасти этому способствует цена насоса НШ 32, которая значительно ниже, чем у большинства отечественных и зарубежных аналогов.

Устройство используется для работы с навесным оборудованием исключительно в вертикальной плоскости, что необходимо учитывать при использовании модели. Насос повсеместно используется в:

  • бульдозерах;
  • отвалах;
  • грейдерах;
  • ковшевых навесах;
  • привод стрел/захватов.

Для осуществления работ в горизонтальном положении используется другая модель — НШ 10. Модификация НШ 32 относится к шестереночному типу, что обусловлено её конструкцией. Принцип работы предполагает, что за счет правильного расположения шестеренок, удается добиться эффективной циркуляции масла в системе.

Устройство не только отличается низкой стоимостью, но и доступными расценками на запчасти, например, фланец НШ 32. Это позволяет значительно сократить затраты на обслуживание и при необходимости выполнять ремонт нужного узла самостоятельно. С этой целью также крайне удобно использовать специальный ремкомплект, включающий все необходимое для устранения самых распространенных неисправностей.

Варианты исполнения

Прежде чем более подробно ознакомиться с рабочими параметрами подобного устройства, необходимо изучить варианты его исполнения. Поскольку завод-изготовитель данной продукции выпускает множество наименований аналогичных устройств с различными техническими характеристиками, возникла необходимость их маркировки.

Устройства данной модели выпускаются сразу 2 видов — левый и правый, в зависимости от направления вращения шестереночного механизма. Узнать более подробную информацию о конкретном приборе с помощью маркировки можно по следующей схеме:

  • НШ — насос шестереночный;
  • последующие цифры — рабочий объем изделия;
  • буква — серия устройств;
  • следующая цифра — исполнение по давлению;
  • далее следует буква Л для устройств с левым направлением вращения. Для правых аналогов буквенное обозначение не используется;
  • последняя буква отражает климатическое исполнение — пустое поле означает умеренный климат, а буква Т тропический.

Маркировка дает пользователю исчерпывающее понятие о рассматриваемом приборе, его типе, а также эксплуатационных характеристиках, что делает её крайне важной.

Технические характеристики

Планируя ознакомиться с внутренним устройством данной модели, необходимо изучить его ключевые технические характеристики, которые во многом определяют популярность этого прибора среди потребителей.

К числу наиболее значимых показателей следует отнести:

  • рабочий объем — 32 куб.см;
  • номинальная частота вращения — 40;
  • интенсивность подачи — 68,6л;
  • давление на выходе — 16-20МПа, в зависимости от конкретной модификации;
  • коэффициент подачи — 0,94;
  • КПД — 0,83;
  • масса изделия — 3,52-6,4кг;
  • мощность — 26,6-33,2 кВт.

Устройства способны успешно конкурировать со многими современными аналогами, поскольку при умеренных рабочих показателях они обладают малой стоимостью, что делает их крайне привлекательными для потребителей.

Устройство насоса НШ-32

Конструкция приборов этой серии практически идентична и предусматривает наличие нескольких ключевых элементов. Главным из них представляется шестереночный механизм, за счет которого и осуществляется перекачка жидкости в системе. Упоминания заслуживают и другие важные узлы:

  • корпус, изготовленный из высокопрочного сплава;
  • прокладка, опорное, уплотнительное и стопорное кольца;
  • вал привода, втулки;
  • поджимная, подшипниковая обойма и прочие элементы.

Необходимо помнить о соблюдении правил эксплуатации, поскольку, в противном случае, многие элементы могут быстро прийти в негодность. Например, учитывая размер сальника, необходимо использовать только качественное масло установленной категории, а также исключить возможность появления загрязнений в гидросистеме.

Схема подключения НШ-32

Чтобы обеспечить корректную работу устройства и его длительный срок службы, рекомендуется при установке агрегата руководствоваться инструкцией, поставляемой вместе с изделием. Схема подключения позволит не допустить ошибок, способных повредить гидравлический насос и позволит избежать дополнительных затрат.

Заключение

Шестереночный насос НШ-32 представляется популярной моделью отечественного производства, которая благодаря простой и надежной конструкции способна длительное время работать без необходимости выполнения ремонтных работ. Низкая цена и простота монтажа делают изделие оптимальным решением.


Шестеренчатые насосы для тракторов МТЗ: принцип работы и сравнение разных моделей

Шестеренчатый насос (НШ) – это объемный гидравлический механизм, трансформирующий механическую энергию привода и передающий ее к исполнительным элементам путем перекачивания жидкости, сопровождающегося увеличением ее давления.

В тракторной технике торговой марки BELARUS шестеренчатые насосные устройства используются для подачи рабочей жидкости в гидравлическую систему под давлением, обеспечивающим работу ее элементов.

В качестве рабочей жидкости раздельно-агрегатной замкнутой гидросистемы тракторов BELARUS применяется минеральное масло, которое подается под давлением к гидравлическим цилиндрам, перемещающим навесное оборудование, а также приводит в действие рабочие органы агрегированных с базовой машиной устройств.

Функции и месторасположения шестеренного насоса

Являющееся основным элементов гидросистемы трактора шестеренчатое насосное устройство устанавливается на корпусе гидроагрегатов между емкостью для хранения рабочей жидкости и распределителем, регулирующим подачу масла к гидроцилиндрам и выходам гидросистемы.

Насос закрепляется с использованием предохраненных от самостоятельного отвинчивания крепежных элементов и соединяется с трубопроводами всасывающей и напорной магистралей системы с применением фланцевых соединений с уплотнителями.

Создаваемое насосом давление обеспечивает работу гидравлических приводов базовой машины, работающих в трех основных режимах:

  1. Перемещение поршня гидроцилиндра под давлением масла в двух противоположных направлениях.
  2. Его фиксация при заблокированном выходе масла из цилиндра.
  3. Свободное движение поршня при соединении обеих емкостей цилиндра с магистральным трубопроводом системы.

Подаваемая через выходы гидросистемы рабочая жидкость выполняет аналогичные функции при работе гидроцилиндров навесного оборудования, а также приводит в действие рабочие органы агрегированных с трактором устройств, использующие другие принципы работы, в частности, преобразование давления жидкости в различные типы механического движения.

Конструкция шестеренчатого насоса

Основу конструкции шестеренчатых насосных устройств составляют:

  • Выполненный из металла герметичный корпус;
  • Две внешне–зацепленные и плотно соединенные между собой шестерни, размещенные в корпусе на минимальном расстоянии венцов от его поверхности. Одно из шестеренчатых колес является ведущим и соединяется с валом приводного устройства.
  • Служащие опорами для цапф шестерен, расположенные в зоне забора жидкости подшипники и установленная в зоне повышенного давления поджимная обойма, обеспечивающие плотный контакт с корпусом боковых поверхностей обеих шестеренчатых колес;
  • Передняя крышка с отверстием для приводного вала, запрессованным снаружи уплотнительной манжетой;
  • Задняя крышка;
  • Фиксирующие детали насоса крепежные элементы и обеспечивающие герметичность устройства уплотнители;
  • Отверстия для всасывания и выпуска нагнетаемого масла.

Шестеренчатые насосные механизмы в зависимости от направления вращения шестерен разделяются на правые, вращающиеся при взгляде со стороны привода по часовой стрелке и левые, крутящиеся в противоположную сторону.

Более мощные устройства имеют округлую форму и применяются при агрегировании тракторов с навесным оборудованием, приводимым в действие высоким давлением рабочей жидкости – подъемные агрегаты, экскаваторные и бульдозерные комплексы.

Принцип действия НШ

Во время работы двигателя соединенный с валом отбора мощности трактора шлицевым соединением вал насоса передает вращательное движение ведущей шестерне, которая заставляет вращаться внешне–сцепленное с ней ведомое шестеренчатое колесо.

Как выбрать шестеренный насос

Вращаясь в противоположных направлениях, шестерни перемещают рабочую жидкость из зоны ее поступления вдоль цилиндрической поверхности корпуса в зону повышенного давления, а затем в трубопроводную магистраль, соединяющую насос с другими элементами гидросистемы.

В результате перемещения жидкости во всасывающей области насоса создается разрежение, которое заполняется маслом из бака для его хранения.

Перемещение масла в обратном направлении блокируется плотным сцеплением зубьев шестерен, минимальным зазором между их венцами и корпусом устройства, а также поджатой к боковой поверхности шестерен давлением масла прижимной обоймой.

Эксплуатационно-технические характеристики шестеренчатых насосных устройств

Основными технико-эксплуатационными параметрами насосных устройств шестеренчатого типа являются:

  • Зависящий от геометрических размеров шестеренчатых колес рабочий объем;
  • Направление вращательного движения вала – левое или правое;
  • Давление рабочей жидкости на выходе устройства;
  • Измеряемая в оборотах в единицу времени скорость вращения вала;
  • Давление поступающего в насос масла;
  • Скорость перекачки рабочей жидкости;
  • Коэффициент полезного действия;
  • Мощность устройства;
  • Масса и габариты механизма.

Основные неисправности шестеренных насосов и их устранение

Неисправность, ее признаки и проявленияВозможная причинаВариант устранения
Низкое давление на выходе насоса.1.Недостаточный объем рабочей жидкости в емкости для ее хранения.
2.Нарушение герметичности уплотнительных элементов ведущего ротора.
1.Пополнить емкость для хранения рабочей жидкости маслом.
2.Сменить манжетные уплотнители рабочего ротора.
Выходящая через горловину емкости для хранения рабочей жидкости пена.Поступление воздуха в систему через уплотнитель ведущего ротора или уплотнительные элементы соединения трубопровода всасывающей магистрали.Проверить надежность креплений уплотнительных элементов и при необходимости сменить манжетный уплотнитель ротора или уплотнительное кольцо трубопроводной магистрали.
Выделение масла в месте соединения крышки и корпуса насоса.Ослабление фиксирующих крышку крепежных элементов.Подтянуть соединяющие крышку с корпусом болты.
Повышение температуры емкости для хранения рабочей жидкости и насоса.Протекание масла через щели, заклинивание золотника или перепускного клапана распределительного устройства.Проверить герметичность трубопроводов и распределителя, устранить неисправности золотника и клапана или сменить их.
Повышенный уровень шума во время работы устройства.Недостаточный уровень масла в емкости для его хранения, вызванный возможным нарушением герметичности элементов гидросистемы.Проверить герметичность узлов и трубопроводных сетей гидросистемы и долить масло в емкость для его хранения.

Как изменить направление вращения НШ

Эксплуатационно-технические характеристики моделей шестеренчатых насосов

Устанавливаемые в гидравлические системы тракторов модели шестеренчатых насосов, выпускаемые различными производителями, обладают одинаковой конструкцией и используются при совпадении технико-эксплуатационных характеристик как взаимозаменяемые механизмы.

В модельный ряд насосных агрегатов шестеренчатого типа, используемых в тракторной технике входят насосы НШ6, НШ10, НШ32, НШ50 и НШ100.

Отличающиеся рабочим объемом, варьирующимся в диапазоне от 6 до 100 кубических сантиметров, насосные шестеренчатые устройства имеют одинаковый диапазон давления всасываемой рабочей жидкости (от 0,018 до 0,15 МПа) и аналогичные характеристики масла, подаваемого в гидравлическую систему – от 16 и 20 МПа.

Модели с большей емкостью отличаются большей производительностью, значение которой в зависимости от модели насоса составляет от 16,3 до 173,4 литра в минуту, а также необходимой для работы устройства мощностью, составляющей для разных модификаций оборудования от 6,8 кВт до 80,1 кВт.

Все виды шестеренчатых насосов рассчитаны на эксплуатацию в температурно-климатическом коридоре от -50 до +60 градусов и производятся в модификациях с вращающимися по часовой стрелке и против нее ведущими роторами.

Информация об основных технико-эксплуатационных характеристиках насосных устройств шестеренчатого типа, устанавливаемых на тракторную технику, приведена в таблице.

Эксплуатационно-технические параметры насосов шестеренчатого типа, устанавливаемых на тракторную технику

Эксплуатационно-технические параметрыМодельный индекс
НШ6НШ10НШ32НШ50НШ100
Рабочий объем, куб. см.6,3103250100
Направление вращательного движения ведущего ротора (левое или правое)Левое и правое
Давление рабочей жидкости на выходе устройства, МПа1616/2016/2016/2016/20
Скорость вращения ведущего ротора, обороты в минуту24002400/3200240024001920
Скорость перекачки рабочей жидкости, литры в минуту16,32168,668,6173,4
Потребляемая устройством мощность, кВт6,826,6/33,251,9/61,564,1/80,1
Диапазон давления поступающего в насос масла, МПа0,018-0,15
Масса устройства, кг1,453,07,08,017,0
Температурный коридор эксплуатации насоса, градусы ЦельсияОт -50 до +60

Маркировка насосов шестеренчатого типа

Маркировочные обозначения на корпуса шестеренчатых насосов наносятся с соблюдением требований стандарта 19027-89, в соответствии с которым насосные устройства, предназначенные для работы в гидросистемах машин, обозначаются буквенно-цифровым рядом, в состав которого входят следующие один за другим символы:

  • НШ – обозначающие вид устройства буквы – насос шестеренчатый;
  • Цифры, указывающие на рабочий объем насоса в кубических сантиметрах;
  • Буква, условно обозначающая предприятие, которое изготовило насос;
  • Значение номинального давления масла, подаваемого насосом в гидросистему, обозначаемое буквой З, если составляет 16 МПа
  • Буква Л, обозначающая насос с вращающимся против часовой стрелки при взгляде со стороны привода ротором. Правое направление вращения не обозначается.

Так, надпись на корпусе НШ32У-3 Л означает, что насос относится к устройствам шестеренчатого типа, используемым в машиностроительных гидравлических системах, имеет рабочий объем 32 кубических сантиметра, изготовлен обозначенным буквой У производителем, имеет номинальное значение давления подаваемой в систему жидкости 16 МПа и оснащен вращающимся против часовой стрелки ведущим ротором.

Насосы НШ: модели, технические характеристики

(097) 056-05-93, (099) 429-92-85, (093) 651-44-42

Магазин

Ремонт

Таблица применяемости шестеренчатых насосов НШ

Таблица применяемости шестеренчатых насосов НШ. По поводу приобритения насосов шестеренчатых насосов НШ звоните по номеру (097) 056-05-93

В данной статье мы рассмотрим применяемость шестеренчатых насосов на отечественной технике. Насос НШ – это гидравлический насос предназначенный для перекачки рабочей жидкости (минеральных масел) в гидросистемах тракторов, комбайнов, автомобилей, погрузчиков, автогрейдеров, асфальтоукладчиков, а также в любой другой сельскохозяйственной, дорожностроительной, лесозаготовочной и любой другой технике где используется гидравлика.

Конструктивно шестеренные насосы НШ делятся на плоские, круглые и универсальные насосы НШ. А так же шестеренные насосы НШ бывают правого и левого вращения, и односекционными, двухсекционными и трехсекционными (последние два вида называются тандемом или спаренным НШ). Определить вращение шестеренчатого насоса не сложно, для этого его нужно поставить валом (приводом) вверх. Если он вращается по часосвой стрелке то он правого вращения, а если против часовой стрелки то он соответственно левого вращения.

Расшифровка маркировки (обозначения) шестеренчатого насоса.

Рассмотрим на примере шестеренчатого насоса НШ-32У-3-Л:

НШ – насос шестеренчатый

32 – рабочий объем насоса указанный в кубических сантиметрах. (одним словом в минуты данный насос перекачает 32литра рабочей жидкости)

У – модификация (универсальный)

Л – Указывает направление вращения. Если буквы “Л” нет, то насос правого вращения. Так же многие заводы на насосах правого вращения ставят каплю синей краски.

Таблица расшифровки обозначения (маркировки) насоса НШ-32У-3-Л

НШ32У-3Л
НШ32УК3Л
Насос шестеренныйкод рабочего объема, см 3
Варианты: 4,8,10,14,16,32,50,71,100,250
серия (различное конструктивное исполнение)
Варианты: УК, А, М, Г, Д
Класс по давлению
1 – Pном=10МПа,
2 – Pном=14МПа,
3 – Pном=16МПа, Рmax=21МПа
4- Pном=20МПа, Рmax=25МПа
5 – Pном=25МПа
Направление вращения
Л- левое
Не маркировано – правое

В данной таблице приведены примеры применяемости насосв НШ на такой технике как:

Применяемость шестеренчатых насосов на такую технику как МТЗ , ЮМЗ , Т-150 , Т-156, К-700 , Т-40 , ДТ-75 , ЛТЗ, ХТЗ, Т-16, Т-25, ВТЗ, Т-130, Т-170, КамаЗ , МАЗ , МоАЗ, КраЗ, Львовский погрузчик, комбайны, Амкорд, МЗКТ, Борэкс, Сарекс, ПЭ, КУН, ЛТЗ, УраЛ, БелАЗ и многие другие. По вопросам приобритения новых шестеренчатых насосов НШ-10, НШ-32, НШ-50, НШ-71, НШ-100, НШ-250 звоните по теелфону (097) 056-05-93

МТЗ-50, МТЗ-52

МТЗ-800, МТЗ-820, МТЗ-890, МТЗ-892, МТЗ-900, МТЗ-920, МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-80.1,МТЗ-82.1, МТЗ-80Х,МТЗ-80ХА

ДТ-75, ДТ-75Н, ДТ-75НТ, ДТ-75Д, ДТ-75ДТ

Двигатель СМД-18М, РМ-120

ВТ-100, ВТ-100Н, ВТ-100Д, ВТ-100ДС, ВТ-100Т

Ссылка на основную публикацию
РУП «Минский тракторный завод»
Модель техникиРулевое управлениеНавесное оборудованиеКППОсновная гидросистемаГрузоподъемный механизм
МТЗ-50ЛНШ32В-3НМШ25П
МТЗ-100, МТЗ-102, МТЗ-1005, МТЗ-1025, МТЗ-922, МТЗ-923, МТЗ-950, МТЗ-952, МТЗ-1021
НШ14Д-3Л
МТЗ-1221
МТЗ-1522НМШ32ПА
МТЗ-2522Д8, МТЗ-2521НШ32Д-3
МТЗ-082БС, МТЗ-112С
ПО «МоАЗ им. Кирова»
Модель техникиРулевое управлениеНавесное оборудованиеКППОсновная гидросистемаГрузоподъемный механизм
МоАЗ 7505 и модель-самосвал
НШ100В-3НШ100В-3
МоАЗ-4048-погрузчик
МоАЗ 4048 — погрузчик
МоАЗ-546П, МоАЗ-6014
ООО ТПП «Львовский автопогрузчик»
Модель техникиРулевое управлениеНавесное оборудованиеКППОсновная гидросистемаГрузоподъемный механизм
Львовский погрузчик-40181, Львовский погрузчик-4038, Львовский погрузчик-4045НШ100В-3Л
Львовский погрузчик-4008НШ71В-3Л
Львовский погрузчик-40814, Львовский погрузчик-4013, Львовский погрузчик-4014
Львовский погрузчик-41015НШ16В-3Л
Львовский погрузчик-40816
Львовский погрузчик-4066
Львовский погрузчик-41306НШ16В-3Л
ОАО «Онежский тракторный завод»
Модель техникиРулевое управлениеТехническое оборудованиеМанипуляторОсновная гидросистемаГрузоподъемный механизм
ЛХТ-55, ЛХТ-100, ЛХТ-100-06, ЛХТ-100-04НШ10Б-3Л
ТДТ-55А, ТДТ-55А-05
ТЛТ-100, ТЛТ-100-04, ТЛТ-100-06, ТЛТ-100А-06
ТБ-1, ТБ-1М, ТБ-1М-18, ТБ-1М-15, ТБ-1М-16НШ100В-3
ОАО «Ростсельмаш»
Модель техникиРулевое управлениеНавесное оборудованиеКППОсновная гидросистемаГрузоподъемный механизм
Дон-091, СК-5М «Нива»
НШ10Б-3НШ32Д-3
Дон-680, Дон-750, Дон-800, Дон-1500НШ32ДКМ-3
ОАО «Амкодор-Ударник»; РУП «Минский завод колесных тягачей»
Модель техникиРулевое управлениеНавесное оборудованиеКППОсновная гидросистемаГрузоподъемный механизм
Амкодор 325 (ТО-18к), 2.5тНШ32Д-3НШ71В-3
Амкодор 332А(В), 3.4т
МЗКТ-65151НШ100-3
МЗКТ-69234, МЗКТ-7401
МЗКТ-74132, МЗКТ-7429НШ50ДМ-3
МЗКТ-6527, МЗКТ-75165НШ100-3
ТО-18А, ТО-18БНШ32Д-3НШ71В-3
ТО-28А, ТО-49НШ100В-3
ОАО «Херсонские комбайны», ОАО «Красная звезда», КПП «Днепропетровский комбайновый завод», ОАО «Сельмаш»
Модель техникиРулевое управлениеГидропривод транспортёра
КППОсновная гидросистемаГрузоподъемный механизм
КСКУ-6 «Херсонец200»НШ10Б-3Л
КЗС-9 «Славутич»НШ32-16Д-3ЛНШ32-16Д-3Л
РКМ-6-01, СПС-4,2А-02НШ10Б-3
КСК-4-1
СУПН-8, СУПН-6ГМШ32В-3Л
ОАО «Липецкий тракторный завод»
Модель техникиРулевое управлениеНавесное оборудованиеКППОсновная гидросистемаГрузоподъемный механизм
ЛТЗ-55, ЛТЗ-55А, ЛТЗ-55АН, КМ-1НШ32Д-4Л, НШ32ДКМ-3Л, НШ32В-3
ЛТЗ-60АВ, ЭТЦ-160Л
ЛТЗ-155НШ32Д-4ЛНМШ25ПА
РУП «Минский автомобильный завод»
Модель техникиРулевое управлениеНавесное оборудованиеКППОсновная гидросистемаГрузоподъемный механизм
МАЗ-64227
МАЗ-54332
МАЗ-5337
МАЗ-5551
МАЗ-5516
МАЗ-5434, МАЗ-5549, МАЗ-509ДНШ10Б-3Л
ОАО «Тернопольские комбайны» РУП ГЗСХМ «Гомсельмаш» «Лозовский комбайновый завод»
Модель техникиРулевое управлениеНавесное оборудованиеКППОсновная гидросистемаГрузоподъемный механизм
КСК-100НШ10Б-3Л
УЭС-250
КЗР-10
КС-6БНШ32Д-3
КЗС-7, КЗС-3НШ32Д-3Л
Автосамосвалы ЗИЛ, ГАЗ, САЗ, ММЗ, АМО, КамАЗ, КрАЗ, УралАЗ
Модель техникиРулевое управлениеНавесное оборудованиеКППОсновная гидросистемаГрузоподъемный механизм
ЗИЛ-ММЗ
ГАЗ-САЗ
КамАЗ-6520, КамАЗ-6522, КамАЗ-6540НШ32ДКМ-3Л
КрАЗ-6510
КамАЗ-55111, КамАЗ-65111, КамАЗ-65115
Урал-5557, Урал-55571
Урал-5323 (4х-осный)
ОАО «Волгоградский тракторный завод»
Модель техникиРулевое управлениеНавесное оборудованиеКППОсновная гидросистемаГрузоподъемный механизм